Вагнер: чего мы не знаем

Персоны

Кто из нас не знает Рихарда Вагнера – великого немецкого композитора, о котором, начиная с 19 века, и по сей день, много говорят и пишут. Примечательно то, что чаще пишут даже не о его великих произведениях, а о его личности. А человек он был действительно очень и очень не ординарный.

Несколько людей в одном

Рихард Вагнер был человеком очень противоречивым.  В нем «дружно» уживались несколько человек сразу. Он был великим, талантливым композитором. Но как человек был никудышней. Многие его современники не скупились отправлять в его адрес, открыто неприятные, и даже нецензурные слова, поражаясь его отрицательным человеческим качествам.

Вагнера часто называли «саксонским гномом». Мало того, что он был невысокого роста – 152 см, он, к тому же, имел очень непропорциональные части тела. У него была большая голова. Носил небольшую бородку, как у гномов и, возможно, что именно это и послужило тому, что он получил это прозвище.

Любимец Гитлера

Вагнер был любимым композитором Адольфа Гитлера. Его произведения часто исполнялись на тех мероприятиях, где присутствовал Гитлер.  Его музыка звучала на торжественных мероприятиях и не обязательно на них. Под нее маршировала Армия Гитлера. Это звучит жутко, но под музыку Вагнера жгли людей в концлагерях. Израиль и по сей день запрещает в своей стране слушать музыку этого композитора.

Но это в прошлом. В наши дни его музыка по-прежнему звучит на разных фестивалях и концертах. Ее любят многие великие музыканты. Ее можно услышать даже в рекламе. И надо сказать, что это заслужено. Вагнер – великий музыкант.

Неординарная личность

Вернусь к его личности. В детстве Рихарда называли «крикливым птенцом». Он был настолько громкоголосым, плаксивым, что все его братья и сестра старались держаться от него подальше. Мальчик не давал никому ночью спать, так как своими криками будил все свое огромное семейство. Он был девятым ребенком в семье. Ребенок рос наглым и хамоватым. Рано понял, что может диктовать условия своим поведением другим людям и с удовольствием это делал. Многие его открыто ненавидели. Есть сведения, что любил занимать у людей деньги, убеждая их в том, что они ему очень нужны. Мог буквально выманить их у человека, убеждая его в том, что он обязан ему их дать. Если человек сопротивлялся, то начинал  оскорблять и унижать, говоря, что он мелкий скупердяй. Как правило, Вагнер никогда не отдавал долги, считая, что ему этого делать необязательно, так как он великий человек.

Кстати, о его величие. Вагнер был очень тщеславным и прежде чем о нем узнали люди, он сам себя возвеличил «до небес» — «сам себе гений». Композитор был очень дерзкий. Мог прийти, например, к музыкальному издателю и, назвав себя великим композитором, предложив ему свои, тогда еще неизвестные, произведения.

Вагнер был самовлюбленный, эгоистичный нарцисс, который считал себя главным героем своих произведений, а все вокруг – это только его фон, декорации. Если где он и появлялся, то все начинали говорить только о нем и это он знал. А потому, когда к нему обращались с вопросами о том, чтобы он рассказал о себе, то Рихард с гордостью говорил, что говорить о себе много не будет, так как итак о нем все кругом говорят. Вот настолько он был самоуверен в себе.

Будучи нарциссом по жизни, сумел подчинить себе массу людей, которые буквальным образом «следовали за ним как верные слуги». Это, конечно же, льстило композитору. Он был в бешенстве, когда кто-то из его «толпы» уходил в сторону или что-то пытался ему возразить. Музыкант не выносил тишину, а также не мог находиться один. Возле него всегда должны были быть люди, происходить какие-то события.

Черная неблагодарность

Те люди, которые изучали биографию Рихарда Вагнера отмечают, что композитор отличался еще одной отвратительной чертой характера – это ужасной неблагодарностью. Выше уже я писала о том, что он любил занимать деньги и не отдавать их. Но, мало того, он откровенно говорил, что люди, которые делают ему добро, просто обязаны это делать, так как он «великий человек» и они должны пресмыкаться перед ним.

Есть достоверные факты, что он, будучи фаворитом короля Людвига II и зная это, умудрился своими постановками и наглостью разорить королевскую казну, чем вызвал народный бунт. Люди буквально заставили короля отказаться от финансирования композитора.  И что? А то, что неблагодарный композитор тут же записал короля в свои враги. Такая вот «благодарность» за разоренную государственную казну.

Женщины Вагнера

Не смотря на свою «невзрачность», Вагнер был большим ловеласом и страшным ревнивцем. С женщинами  вел себя, как и со всеми остальными, считая, что они должны беспрекословно подчиняться всем его требованиям и прихотям. Он их не во что не ставил, не питал к ним никакого уважения. Мог беспардонно увести жену у друга или своего мецената, завести роман с любой, на кого «положил глаз» и это его совершенно не смущало.

Примером его беспринципности в отношении женщин, может служить  пример его отношений с первой женой Минной. Эта милая терпеливая женщина терпела все его многочисленные интрижки на стороне. И когда он завел очередную интригу буквально у нее под носом – со своей горничной, то она не сдержалась и предложила ему выбор. В ответ получила резкое предложение извиниться перед ними (им и его служанкой) или убираться самой из дома, если ее это не устраивает. А потом вообще заявил, что она в свои 37 лет уже некуда не годна как женщина и ей пора оставить его дом. Минна к тому времени, благодаря своему мужу, и впрямь была уже больна. Это заявление ее окончательно убило: она пристрастилась к наркотикам и вскоре умерла.

Вторую жену Вагнер отбил у своего известного друга Бюлова. Козима – так звали его жену и будущую жену Вагнера. Тут история вообще шокирующая. Сначала, живя в счастливом браке, Казима родила своему мужу четверых детей. Ни Вагнера, ни его произведений она не любила. Но, ее муж, который боготворил своего друга-композитора убедил ее в том, насколько он гениален и какой он прекрасный человек. И сделал это так, что та влюбилась в него, став при этом любовницей Вагнера. Будучи в браке с первым мужем, она родила Вагнеру двух девочек и мальчика. Только после этого она развилась и вышла официально замуж за Вагнера.

После его смерти, Козима пережила мужа почти на 50 лет. Она также боготворила его всю жизнь и продолжила его дело. Именно благодаря ей, ее стараниям и энтузиазму имя ее мужа стало более популярно в Германии и не только в ней.

Заключение

О Рихарде Вагнере можно писать очень много. Музыковеды и по сей день спорят: настолько ли он был велик, насколько он себя таковым представлял? Многим его музыка откровенно не нравится. Ее считают нудной, грустной и не интересной.  Думаю, что это право каждого, кто понимает и разбирается в подобной музыке. Лично мне интересны такие люди своей личной жизнью. Настолько ли она у них идеальна как их творения? Оказывается — далеко не так… Человек может быть разным, но он должен всегда оставаться человеком,  даже если он гениальный.

0
Оцените статью
bizpravda.com
Добавить комментарий

Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.

Авторизация
*
*
Генерация пароля