Название последнего месяца лета пришло к нам из Византии. На Руси август месяц называли зарев. Сначала он был шестым месяцем, с пятнадцатого века двенадцатым, а с 1700 года он стал восьмым.
Славяне считали, что с началом августа пчелы перестают давать мед. Пчеловод обязательно должен был забрать сота, для того, чтобы пчелы не потаскали весь мед.
Есть поверье, что в первых числах августа, когда поишь лошадь, нужно добавлять серебряную монетку в воду. Делали это для доброты лошадей, от сглаза. Монетку, чтобы никто не видел, прятали в конюшне, чем задабривали домового. Монетку не теряли, а передавали от отца сыну.
Поселяне в августе ходили «допрашивать вихрь о зиме».То есть, по наблюдали погоду в этот день, направление ветра и судили по этим приметам о предстоящей зиме. Если ветер был южным, то зима будет очень снежная.
Особо рачительные крестьяне ходили в поля заговаривать жнивы, чтобы в них не завелась нечистая сила и не сгубила скот. На заре выходили в поле, брали с собой конопляное масло, произносили заговор и выливали масло в землю. Заговор произносили четыре раза на все стороны света, а в конце бутылку, в которой было масло разбивали. Этот обряд необходимо было совершать каждый год, но многие боялись это делать, из-за робости.
В середине августа на Руси начинали есть фрукты. Их обязательно приносили в церковь для освящения. Фруктами обязательно делились с бедными, старым и больным людям приносили фрукты домой. Если этот обычай какой-либо человек не соблюдал, то старики говорили, что с ним нельзя иметь никаких дел, он забыл старого и убогого.
В этот день на Руси проходили массовые народные гуляния. С песнями наблюдали за заходом солнца.
Примечали также как течет вода в водоемах. Если наблюдали волнение на воде, то считалось, что осень будет с дождями, а зима с метелью.
Есть у славян одно странное и интересное поверье. Наблюдали его в Рязанской губернии. На болотах в августовские дни слышали свист и пение. Кто это делает, никто не знает. Но видели, что в это же время выбегает оттуда белая лошадь. Бежит она на кладбище, скакать по могилам. Лошадь прислушивается, раскапывает землю и очень сильно плачет. Зачем это делается, никто не знает, объяснений нет. Дальше, где она копала землю, ночью появляются огни, которые потом передвигаются в болото. В болоте они светят глубоко на дне и становится видно, что там лежит. Славяне пытались поймать эту лошадь, достать огни, но ничего не получается. Некоторые поселяне говорят, что на этом месте когда-то было побоище. Всадник был убит, а белого коня загнали в болото. С тех пор конь ищет своего хозяина на кладбище, а свистом и песнями искали своего воеводу бойцы, погибшие на этом побоище.
Большим праздником было окончание жатвы. оно совмещалось с Успением. В это день варили пиво, пекли пироги, собирали большой пир. Конечно же кормили нищих. Приносили с поля последний сноп, обвязывали его лентами, ставили на праздничный стол. С этим снопом ходили к боярам. Бояре угощали, тех кто его принес и отправляли подарки остальным участникам пира.
С середины месяца начинались осенние хороводы, праздновалось молодое бабье лето.
На Фролов день купали лошадей, наряжали их лентами, приводили к церкви и освящали святой водой.
Ночью крестьяне ходили в поле, караулили снопы от нечисти. Считали, что в это времялеший балуется, разбрасывает все убранное по полю. Обязательно для этого обряда было надевать тулуп наизнанку. Брали с собой кочергу, рисовали круги на поле, чтобы никакая нечистая сила не могла подойти.
На Руси в эти дни наблюдали за брусникой. Как только она поспевала. то можно было косить овес, так как он созрел.
В первый день покоса домой приносили сноп, ставили его под иконы. а хозяйка обязательно угощала дежем, толокном и овсяными блинами. Сноп по русским обычаям обязательно украшался, около него пелись песни.
Наблюдали за полетами птиц, если они летели в южном направлении, то считали, что холода совсем близко. Считали количество раз, сколько филин бухает. Эта цифра равнялась количеству дней молотьбы овинов.
Ах, как интересно написано)) ведь мы как раз проживаем этот месяц. находимся в нем. Запах трав, яблоки, вкусные варенья. А вчера как раз Успенский пост начался, Медовый Спас был, как красиво весь день звенели колокола в церкви.. А рассказ какой трогательный про коня.Жалко.А про бруснику хочу сказать, что она поспевает уже в сентябре. но никак не в августе. Сейчас она еще совсем зеленая,рано ее собирать.
Интересно было почитать: жаль август уходит. Я 29 возвращалась из деревни в город и в такси, на котором я ехала, меня поздравили с Ореховым спасом. Этот православный праздник как-то не так на слуху как два предыдущих — Яблочный и Медовый. Так вот, особенность этого замечательного месяца — августа — это спасы. Очень интересен и Ореховый. Это спас называют еще «Нерукотворный», «Хлебный». К концу августа уже на Руси был собран урожай пшеницы и в этот день, как правило, хозяюшки выпекали из нового урожая хлеб, отсюда и название.
Кроме того, наши предки, в этот день собирали орехи и несли их освещать в церковь.
Кстати, есть интересное поверье. Собирая орехи, каждый стремился найти сросшиеся орешки, то есть двойные. Такие орешки убирали или клали в кошельки. Считалось, что если в кошельке лежат такие орешки, то они принесут достаток и кошелек будет весь год полон от денег.
На Ореховый спас было принято приглашать гостей, чтобы дом был полон. Пекли различные пироги и угощали ими гостей. Считалось, что если в доме будет много людей, то вы не останетесь в одиночестве.
В этот день также надо было покупать ткань. Считалось что такая покупка принесет покупателю удачу .